Персональный сайт педагога-психолога Косоротиковой Марии Сергеевны

«Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду»

  

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Для малыша – это первый опыт коллективного общения. Одни легко входят в новую группу, другие  начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем легче и быстрее проходит его адаптация.

Задача взрослых – помочь адаптироваться к условиям детского сада, для этого  нужно определить существенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

· Тревога, связанная со сменой обстановки. Ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. Из привычной домашней обстановки, где постоянно рядом находится мама, ребенок попадает в незнакомое пространство со сложившимся режимом, дисциплиной, правилами жизни. Личный режим ребенка нарушается, что может провоцировать капризы и истерики у малышей и нежелание идти в детский сад.

· Первое отрицательное впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

· Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и связана с индивидуальными особенностями ребенка. Чаще всего это происходит из-за нехватки эмоционального общения с мамой.

· Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

· Избыток впечатлений. В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативной впечатлений, переживаний, он от этого может переутомиться, вследствие чего  - капризничать, плакать.

Несложные действия  помогут уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым условиям.

· Рекомендуется приучать к детскому саду постепенно. Заранее максимально  приблизить режим ребенка  дома к режиму дня в детском саду (подъем, прием пищи, прогулка, дневной сон, игры и т.д.).

· В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-3 часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно в течение 2-3 недель в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

· Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел его день, какие он получил впечатления. Обязательно акцентируйте внимание  на положительных моментах, чтобы у ребенка сформировывалось позитивное отношение к дошкольному учреждению.

· Желательно укладывать малыша спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о предстоящем дне, чтобы ребенок чувствовал, что мама по-прежнему рядом.

· В выходные дни следует придерживаться режима дня, установленного в дошкольном учреждении. Если ребенок категорически отказывается идти в детский сад, желательно дать пару дней отдыха, оставить ребенка дома, но все это время надо рассказывать малышу, как много интересного ждет его в детском саду. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, помогут успокоить ребенка.

Типичные ошибки родителей и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность  родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы состоянием и поведением ребенка. Надо помнить, что для ребенка  - это первый опыт, поэтому плаксивость и капризы – это нормальное состояние дошкольника в период адаптационного периода. От вас требуется терпеливое и внимательное отношение в этот момент.

Ни в коем случае нельзя наказывать и осуждать ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.

В первое время лучше отложить важные дела, выход на работу и т.п. Родители должны знать, что ребенок может привыкать в течение 2-3 месяцев.

Еще одной ошибкой  является пребывание родителей в состоянии повышенной тревожности и обеспокоенности. Прежде всего нужно успокоиться, дети очень чуткие к эмоциональному состоянию матери, и это состояние передается вашему малышу.

Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии – дети все понимают и глубоко чувствуют, это может усилить их тревогу.

Пониженное внимание со стороны родителей также является типичной ошибкой. Рекомендуется наоборот как можно больше проводить времени с ребенком в этот  сложный период его жизни. Этим мама показывает, что малышу нечего бояться, она все так же  рядом.

Когда ваш малыш начинает весело говорить о садике, с аппетитом ест, легко засыпает и просыпается, эмоционально общается с окружающими и играет – это верный признак того, что он освоился, его адаптация к условиям ДОУ завершилась.

Хотелось бы отметить, что период адаптации у каждого ребенка проходит по-разному, он может протекать от нескольких недель до месяцев. Но привыкание к дошкольному учреждению – это ведь и проверка для родителей, поэтому надеемся, что наши рекомендации помогут вам пройти этот важный период в вашей семье.

19 мая 2017 в 14:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.